Кодекс корпоративного поведения как инструмент культуры организации

Для формирования корпоративной культуры существует пока еще малораспространенный в России, но весьма эффективный инструмент - организационные правила.

Каждая организация является корпоративной личностью. Чтобы ей достойным образом выглядеть перед клиентами и другими контактными аудиториями, сотрудники компании должны руководствоваться корпоративными правилами для принятия решений.

Корпоративный кодекс - это документ, который формулирует принятые в компании правила поведения и управления, основой которых является построение желаемой организационной культуры.

Кодекс фирмы по А.И. Пригожину - это свод взаимосвязанных правил труда, поведения, отношений, в своей совокупности образующий договорной порядок фирмы, действующий наряду с административно- договорным порядком и, в отличие от последнего, не имеющий юридической силы, а выступающий в виде т.н. «морального контракта» между сотрудниками.

Кодекс корпоративного поведения призван выполнять ряд важных функций, таких как:

Интеграция компании, повышение согласованности и взаимопонимания в целях и действиях сотрудников, укрепление горизонтальных, вертикальных и диагональных связей в организации. Введение большей определенности в организационную среду.

Формирование ожидаемых норм жизнедеятельности коллектива, спонтанно регулирующие фактическое поведение (привычки, традиции). Кодекс декларирует требуемые правила. Когда правила усваиваются настолько, что переходят в нормы, - они убираются из Кодекса, как уже ненужные там, поскольку соблюдаются в силу привычки.

Ускорение и облегчение адаптации новичков, помощь новым сотрудникам в понимании и принятии культуры организации. Уже на стадии подбора они могут оценить предъявляемые им ожидания, увидеть соответствие своей личной культуре или возможные проблемы. Соответственно и Служба управления персоналом получает конкретные ориентиры для социализации новых сотрудников.

Обычно, создание и доведение до персонала такого документа отражает стремление первых лиц компании приучить (заставить) свой персонал действовать в компании и вне нее по установленным правилам.

Разработка корпоративных правил - это непрекращающийся процесс: меняется жизнь, должны меняться и правила. В компании должна существовать процедура, которая бы позволяла сотрудникам предлагать изменения в корпоративные правила [8. c. 65].

К сожалению, в России отношение к законам весьма пренебрежительное, и от руководства компании потребуется очень много усилий для внедрения правил.

В процессе изучения литературы автор столкнулся с двумя подходами к созданию документа, регламентирующего поведение сотрудника в компании. Первый подход заключается в том, что корпоративные правила рассматриваются как декларация основных принципов взаимоотношений компании и сотрудника, а также перечень того, что в компании запрещено. Остальное по принципу - «что не запрещено, то разрешено». Как правило, документ, составленный таким образом, занимает всего 3-5 страниц.

Второй же подход подразумевает подробное описание всех возможных ситуаций, с которыми может столкнуться сотрудник. Большой структурированный документ, 30-60 страниц. М. Федин считает, что данный вариант более приемлем в России, потому как российский менталитет стремится всегда трактовать нерасшифрованные и не развернутые формулировки в свою сторону, причем готов стоять на этом твердо. Во многих западных компаниях и их представительствах в России встречается именно такой подход.

Начинать разработку корпоративного кодекса необходимо с анализа существующей организационной культуры определения ее сильных и слабых сторон, а также разработки видения желаемой организационной культуры, которая должна получиться в результате всех проводимых изменений. В результате аудита сложившейся организационной культуры необходимо выяснить следующие аспекты:

положительные ценности, которые есть на данный момент времени и которые стоит сохранить в будущем;

сложившиеся, но нежелательные в будущем ценности (безынициативность сотрудников, низкая самоотдача, боязнь менеджеров принимать решения и т.д.);

Перейти на страницу:
1 2 3 4

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.