Главная цель системы заключилась в обеспечении высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой предприятием, за счет:
создания и освоения новых высококачественных видов продукции;
своевременной постановки на производство новой продукции;
снятие с производства морально устаревшей продукции;
улучшение показателей качества выпускаемой продукции путем ее совершенствования и модернизации [43, с.87].
Практика использования в советской промышленности комплексных систем управления качеством выявила их многочисленные недостатки, которые не позволяли изготавливать конкурентоспособную продукцию. К числу таких недостатков следует отнести: слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством, пассивности руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством, формальное отношение к организации систем управления качеством, недооценку роли обучения персонала методам управления качеством, работу по управлению качеством возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе "на план" и "за качество", недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции, недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства.
Главным же недостатком российских систем управления качеством следует считать то, что они не были ориентированы на потребителя.
Однако опыт показал, что именно такого рода системы являлись тем инструментом, с помощью которого можно было создать эффективный механизм управления качеством продукции.
К сожалению, в настоящее время немногие российские товары и услуги выдерживают конкуренцию на мировом рынке. Однако активное использование собственного и зарубежного опыта в области управления качеством может дать позитивные результаты в самом ближайшем будущем.
Как мы уже отмечали, в последние годы в нашей стране на конкурсной присуждается премия Правительства РФ в области качества. При разработке российской премии по качеству одновременно решались две задачи [8, с.50]:
. Обеспечение совместимости с зарубежными премиями.
2. Максимально возможный учет российской специфики.
Причем, приоритетной являлась первая задача, что было обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской экономики в мировую, а во-вторых, обеспечением российским предприятием возможности сравнения результатов их деятельности в области совершенствования качества с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере. В качества примера учета российской специфики можно привести замену критерия "воздействия на общество" EFQM на актуальные для россиян критерии "Безопасность продукции (услуг)" и "Экологичность продукции (услуг)".
Основные условия участия в конкурсе [29, с.23]:
добровольность;
возможность участия предприятия и организаций различных отраслей экономики;
обязательства лауреатов содействовать заинтересованным организациям в ознакомление со своим опытом;
обеспечение со стороны технического секретариата полной конфиденциальности в отношении информации, полученной от участника.
Ограничения участия в конкурсе:
организации, занимающиеся производством вооружений военной специальной техники, представляют материалы только в области продукции гражданского назначения;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8
|