к конкурсу не допускаются организации, в отношении которых принято решение об осуществлении процедур, предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве);
организации-лауреаты имеют право на повторное участие в конкурсе не ране, чем через 5 лет после присуждения премии, к рассмотрению принимают материалы участников, полученные не менее чем за год до объявления конкурса.
Ежегодно присуждается не более 1 или 2 премии.
В рамках Российского конкурса качества организации оцениваются по следующим девяти критериям [43, с.243]:
роль руководства в организации работ (100 баллов);
использование потенциала персонала (120 баллов);
планирование в области качества (100 баллов);
рациональное использование ресурсов (100 баллов);
управление технологическими процессами (130 баллов);
удовлетворенность персонала работой в организации (90 баллов);
удовлетворенность потребителей (180 баллов);
результаты деятельности организации (120 баллов);
безопасность продукции для общества (60 баллов);
Нетрудно заметить, что первые пять критериев относятся к предпосылкам успешной деятельности организации в области качества, а последние четыре - к результатам. Общая балльная оценка первой группы критериев составляет 550 баллов, а второй - 450 баллов, что говорит о стремлении активизировать работу российских организаций в области совершенствования внутрифирменной деятельности, связанной с качеством.
Что может дать нашему предприятию участие в Российском конкурсе качества? Участие в конкурсе качества привлекательно, прежде всего, своей престижностью. На уровне общества присуждение премии качества - это признание заслуг организации в области совершенствования качества. Приз с эмблемой Российской премии по качеству и диплом - это фактически сертификат лидерства вашего предприятия в области управления качеством.
В 50-е годы была выдвинута концепция тотального управления качеством - TQC. Следует заметить, что этап развития системного, комплексного управления качеством не прошел мимо Советского Союза. Здесь было рождено много отечественных систем и одна из лучших выше упомянутая система КАНАРСПИ, заведомо опередившая свое время.
В 70-80 годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества: стандарты ИСО 9000 (1987 год), оказавшиеся весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества [7, с.69]:
МС 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества";
МС 9001 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании или разработке, производстве, монтаже и обслуживании";
МС 9002 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";
МС 9003 "Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях";
МС 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания", а также терминологический стандарт МС 8402.
В 1994 году вышла новая версия этих стандартов, которая расширила в основном стандарт МС 9004-1,2,3,4, большее внимание, уделив в нем вопросам обеспечения качества программных продуктов, обрабатываемым материалам, услугам.
Если TQC - это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM - это еще и управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции. Основные составляющие TQM представлены на рисунке 3.1.1.
Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8
|