Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква — стиль руководства.
СР — суммарный результат по стилям управления. Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.
Результат
Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых может достигать 10 баллов.
Во-первых, определите доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 и более баллов. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1: директивный стиль (например, 10-2-4, 6-3-4, 9-5-4 и т. д.);
2) 1-К-1: коллегиальный стиль (например, 4-9-4, 3-8-4, 5-10-4);
3) 1-1-П: либеральный стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.). Если приблизительно одинаковая выраженность двух стилей доминирует над третьим, то стиль руководства смешанный:
4) Д-К-1: директивно-коллегиальный (например, 7-8-4, 6-7-3 и т.д.);
5) 1-К-П: коллегиально - либеральный (например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д.);
6) Д-1-П: директивно-либеральный (например, 8-1-6, 8-3-8, 7-2- 9);
7) Д-К-П: смешанный (например, 2-3-3, 3-3-3, 5-6-5, 10-8-8). При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства;
а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3, 3-3-3 и т. д.) характерна для неопытных руководителей;
б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6, 6-6-4 и т. д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;
в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8, 9-9-8 и т. д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый тип.
Интерпретация результатов
Стиль руководства |
Профессиональные характеристики |
Профессиональная компетентность |
Организаторские качества |
Воспитание коллектива |
Морально-психологическое общение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Директивный |
(Д-1-1) |
Низкая |
Средние |
Низкое |
Низкое |
Коллегиальный |
(1-К-1) |
Высокая |
Высокие |
Высокое |
Высокое |
Либеральный |
(1-1-П) |
Низка |
Низкие |
Низкое |
Среднее |
Директивно-коллегиальный |
(Д-К-1) |
Низкая |
Средние |
Среднее |
Среднее |
Директивно-либеральный |
(Д-1-П) |
Низкая |
Высокие |
Среднее |
Среднее |
Коллегиально-либеральный |
(1-К-П) |
Низкая |
Низкие |
Высокое |
Высокое |
Смешанный |
(Д-К-П) |
средняя |
высокие |
высокое |
высокое |
Любое сочетание стилей приемлемо, если директивный имеет значение от 5 до 7 баллов (лучше 6-10-5 или 5-9-4 или 3-8-3).
Исследования показали следующее соответствие профессионально важных качеств со стилем руководства: наиболее сильное влияние на стиль руководства оказывает профессиональная компетентность, затем организаторские, воспитательные и морально-психологические характеристики деятельности руководителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
БЛАНК ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Номер признака |
Содержание признака |
Оценка, баллы |
1 |
2 |
3 |
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7 |
Проявляет интерес к деятельности руководителя
Самостоятельно включается в организаторскую работу
Проявляет интерес к планированию деятельности коллектива (группы)
Проявляет интерес к организационной стороне деятельности руководителя
Проявляет интерес к регулированию взаимоотношений членов коллектива (группы)
Проявляет интерес к стимулированию деятельности членов коллектива (группы)
Проявляет интерес к контролю за деятельностью коллектива (группы) | | |
Средний балл | |
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7 |
Считает, что главное – это результат и качество труда
Считает, что руководитель несет ответственность за результаты деятельности коллектива (группы)
Считает необходимым поддержание дисциплины
Считает, что в работе в равной степени важны как организационные, так и воспитательные аспекты
Считает, что руководитель обязан способствовать инициативной и самостоятельной работе членов коллектива (группы)
Считает, что отношения не должны быть формальными
Считает, что тур руководителя важен для коллектива | | |
Средний балл | |
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7 |
Стремится принести максимальную пользу общему делу
Стремится получить официальное признание
Стремится наиболее полно раскрыть свои организаторские способности
Стремится работать так, чтобы избежать претензий со стороны коллектива (группы)
Стремится инициативно и ответственно выполнять свои обязанности
Стремится получить удовлетворение от своей организаторской работы
Стремится к позитивным взаимоотношениям с коллективом (группой) | | |
Средний балл | |
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7 |
Способен давать людям точные характеристики
Стремится быстро оценивать особенности и состояния других людей
Способен представить себя в ситуации, переживаемой другим человеком
Способен анализировать особенности поведения других людей
Способен к сопереживанию и сочувствию
Способен проявлять интерес и внимание к своим товарищам
Способен ориентироваться во взаимоотношениях | | |
Средний балл | |
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7 |
Способен находить правильный тон во взаимоотношениях
Способен находить индивидуальный подход к людям
Способен проявлять участливость, приходить на помощь
Способен находить общий язык с разными людьми в разных обстоятельствах
Способен проявлять взвешенность в оценках
Способен общаться с людьми без наигранности и нарочитости
Способен общаться с людьми без грубости и чванства | | |
Средний балл | |
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7 |
Способен воздействовать убедительностью доводов
Способен к волевому воздействию
Способен к эмоциональному воздействию
Способен воздействовать личным примером (действием)
Способен вызвать уверенность в успехе дела
Способен словом побуждать коллектив (группу) к воздействию (делу)
Способен правильно выбрать момент для воздействия | | |
Средний балл | |
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7 |
Способен смело предъявлять требования
Способен проявлять самостоятельность в предъявлении требований
Способен проявлять гибкость в требованиях
Способен проявлять настойчивость в требованиях
Способен проявлять постоянство в требованиях
Способен выражать требование в разной форме (от шутки до приказа)
Способен находить должную меру по требованию | | |
Средний балл | |
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7 |
Способен проявлять самостоятельность в оценках других людей
Способен проявлять прямоту и смелость критики, но без придирчивости
Способен к доброжелательной критике
Способен логично и аргументировано делать критические замечания
Способен проявлять глубину и существенность в критических замечаниях
Способен точно дифференцировать поведение и действия людей
Способен к самокритичности в оценках своего поведения | | |
Средний балл | |
9.1
9.2
9.3
9.4
9.5
9.6
9.7 |
Способен объективно оценивать свои успехи и неудачи
Способен работать с полной отдачей сил
Способен довести до конца начатое дело
Способен интересы дела ставить выше личных интересов
Способен видеть в ошибках коллектива прежде всего свои личные ошибки как руководителя
Способен признавать ошибочность своих решений
Способен ответственно выполнять любую работу | | |
Средний балл | |
|