В целом работа доказывает необходимость научного подхода к изучению содержания и характера труда руководителей организаций, особенно муниципальных. Это демонстрирует значимость проделанной работы и позволяет утверждать, что исследуемая проблема нуждается в дальнейшем, еще более глубоком рассмотрении и более серьезном внимании к ней российских руководителей-практиков. Изложенное выше позволяет утверждать, что цель выпускной квалификационной работы и обозначенные ранее задачи достигнуты.
Годы |
Концепция управления персоналом. Модель работника |
Признаки управления персоналом |
Типичный стиль |
Характер организационных работ |
Функции служб управления персоналом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1885-1920 |
Концепция научного управления. "Экономический человек" |
Отсутствие прав наемных работников. Минимизация затрат на рабочую силу. Жесткая регламентация работ, нормирование труда. Соответствие условий труда и функций психофизиологическим особенностям работника. |
Авторитарный, ориентир на цели. |
Децентрализация управления персоналом. |
Наем, увольнение, учет, техника безопасности, расчет и выдача заработной платы. |
1920-1950 |
Концепция "человеческих отношений". "Психологический человек" |
Делай работника довольным, и он будет производить. Ориентация на малые группы. Снятие напряженности. Устранение конфликтов. Принципы коллективизма и лояльности. Основы участия в принятии решений. |
Формальное и неформальное лидерство. Ориентация на человека. |
Децентрализация |
То же + социально- психологическая помощь, разрешение конфликтов, медицинская помощь, повышение квалификации. |
1950-1970 |
Концепция "организационного развития". "Профессиональный человек". |
Делай знания производительными. Вовлеченность работника в дела фирмы. Мобилизация всей человеческой энергии. Квалификация кадров. Признание работника важнейшим капиталом. Система социальных гарантий. |
Кооперация, гибкая работа в группах, притупление иерархи- ческой структуры. |
Усиление децентрализации. |
То же + развитие персонала, переподготовка, ротация, обогащение работ. Оценка персонала. Резерв взаимодействия с профсоюзом. |
1970- по наст. время |
Социальный человек. |
Ключевой ресурс. Возрастающее значение знаний. Повышение затрат на персонал. Конкуренция на рынке труда. Расширение прав по участию персонала в принятии решений. Партнерство. Упор на индивидуальность. Учеба в течение всей жизни. |
То же. |
Усиление централизации. Штабные функции. |
Взаимодействие охватывает все стадии воспроизводства персонала. |
Парадигма |
Система I |
Система II |
Система III |
Экономическая |
Организационная |
Гуманистическая |
Административная |
Социальная |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
роль человека |
фактор производства |
ресурс организации |
главный субъект организации |
место человека |
элемент процесса труда |
элемент формальной структуры |
элемент социальной организации |
член организации - семьи |
функция менеджмента |
использование трудовых ресурсов |
управление персоналом |
управление человеческими ресурсами |
управление человеческим существом |
содержание управления |
организация труда и зарплаты |
частичное управление "жизненным циклом" человека |
комплексное управление человеческими ресурсами |
самоуправление |
подразделение |
отдел ОТИЗ |
кадровая служба |
служба управления человеческими ресурсами |
вся организация |
главный рычаг |
зарплата |
полномочия и ответственность |
мотивация |
организационная культура |
стимулирование |
оплата рабочего времени |
принцип "заслуг" | |
качество трудовой жизни |
теоретическая основа |
экономическая теория Тейлоризма |
бюрократическая теория организаций |
постбюрократическая теория организаций |
социальная психология и философия японского менеджмента |
обучение |
первичная подготовка |
подготовка и повышение квалификации |
развитие управляющий |
обучение на рабочем месте |
современные примеры применения |
массовое производство, рутинная технология |
средние и крупные фирмы обычных отраслей |
средние и крупные фирмы высокотехнологичных отраслей |
малое предпринимательство, фундаментальная наука |