Понятие и особенности бренда в структуре рыночных активов предприятия

Как известно, на вопрос, что представляет собой бренд, многие ответили бы, что бренд есть торговая марка, и были бы отчасти правы. Но, всё же, отечественные и зарубежные учения по-разному трактуют понятие "бренд", и однозначного определения этого понятия нет.

Бренд - понятие не столько юридическое, сколько маркетинговое; брендом может являться и продукт, не защищенный юридически, однако бренд неразрывно связан с такими понятиями, как "товарный знак" и "торговая марка". Понятия "торговая марка", "торговый знак" и "товар" близки по смыслу, но различаются по содержанию и назначению, а функциональные особенности бренда в определённой степени связаны с отношениями между производителями и потребителями, сформированными на основе интересов потребителей, которые ассоциируются в их сознании с символикой торговой марки, отражающей свойства товара или торговой марки.

Юридическое определение товарного знака приведено в законе Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". В нем сказано, что "товарный знак (ТЗ) - обозначение, способное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц" .

Товарный знак может быть как словесным, так и изобразительным, а также объемным, динамическим, звуковым или комбинированным. Можно легко привести известные примеры различных видов товарных знаков. Так, например, среди словесных товарных знаков всем известны такие, как Pepsi-Cola или Bic. В то же время, заставки киностудий XX Century Fox, "Мосфильм", Paramount Pictures являются динамическими торговыми знаками. Наряду с этим, многим потребителям известен звуковой товарный знак - щелчок зажигалки Zippo. Что касается объемных товарных знаков, то фигурная бутылка Coca-Cola 0,33 литра будет служить отличным примером. Наглядно эти товарные знаки представлены в Приложении 1.

Понятие же торговой марки, по мнению автора, принципиально более сложное. Торговая марка есть некая сумма товарного знака, всей информации, которая предоставлена потребителям о продукте, и того, что потребители думают о товаре. В конечном счете, торговая марка есть сложный образ, вызываемый товарным знаком в сознании потребителя. В этот образ включается и обещание производителя предоставить потребителям специфический набор ценностей, качеств и услуг. Для покупателя торговая марка заменяет собой большой объем информации, является способом более простого и эффективного обращения с ней. Посредством несложной ассоциации с товаром или услугой торговая марка сообщает потребителю информацию о продукте: например, о стиле, статусе, потребительской ценности, уровне качества, надежности, сложности изготовления. В отличие от товарного знака, представляющего собой лишь изображение на товаре, торговая марка является социально-психологическим феноменом, образом, возникающим в сознании потребителей в качестве реакции на определенный товарный знак.

Из российских исследований понятия "бренд" видно, что оно чаще всего трактуется как "раскрученная" торговая марка, а в среде зарубежных специалистов нет единого подхода к этому понятию. Существует ряд различных определений, но все же, по мнению автора, честь называться брендом может принадлежать лишь "раскрученной" марке, достигшей определенного успеха и влияния на рынок.

Можно соотнести между собой понятия "торговая марка" и "бренд", примерно как понятия "спортсмен" и "чемпион". В разговоре о бренде всегда учитывается и уровень известности марки: является ли она международной, национальной или региональной. Так, специалисты Landor Associates отмечают, что бренд должен последовательно обеспечить качество и удовлетворение покупателей, чтобы:

– создать потребительские предпочтения;

– обозначить отличие от конкурентов;

– быть удобным и легко доступным для клиентов.

В Американской ассоциации маркетинга принят следующий подход: бренд - это символ, дизайн, знак, название, с которым отождествляется товар или услуги.

По мнению руководителей крупного американского рекламного агентства JVT, удачный бренд является суммой трех необходимых слагаемых:

. Чувственных, физических ощущений, что означает восприятие бренда органами чувств человека, его вид, запах и т.д.

2. Рациональных ощущений, а именно: содержание бренда, принципы его функционирования.

. Эмоциональных, то есть вызываемых брендом ассоциаций, психологических ощущений при пользовании им.

Перейти на страницу:
1 2 3 4

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.