Обычно такой работой в компании занимается маркетинговое подразделение. Координация всех маркетинговых мероприятий бренда, связанных с разработкой продукта, его производством, разработкой идентичности бренда и его атрибутов, и организация маркетинговых коммуникаций бренда - это основные функции бренд-менеджера.
Процесс разработки бренда можно разбить на следующие этапы:
. Проведение маркетингового анализа.
2. Определение идентичности бренда.
. Разработка физических атрибутов бренда.
1 этап. Маркетинговый анализ.
На этом этапе осуществляется:
а) анализ рыночной ситуации;
б) SWOT-анализ;
в) анализ комплекса маркетинга продукта;
г) конкурентный анализ;
д) сегментирование рынка.
Этот этап необходим для ответа на следующие вопросы:
. Место фирмы на рынке? (лидеры, новички, средний сектор, доля в общем объеме рынка).
2. Поведение конкурентов? (маркетинговая и рекламная политика, оснащенность, потенциал).
. Какие марки уже существуют? (характеристики марок - по названиям, целевой аудитории, известности).
. Каковы характеристики рынка? (растущий, конкурентный, неосвоенный и т.д.).
2 этап. Разработка идентичности бренда.
Под идентичностью бренда понимается уникальный набор признаков, по которому потребитель распознаёт, идентифицирует бренд. Эти признаки являются атрибутами бренда (это и рациональные свойства, а также и эмоциональные атрибуты). Идентичность бренда представляет собой то идеальное содержание, каким, с точки зрения производителя, должно восприниматься содержание бренда потребителями. Однако восприятие бренда всегда отличается от разработанного представления. Задача брендинга заключается в грамотном измерении потребительского восприятия и реализация таких маркетинговых мероприятий, которые помогут добиться максимального совпадения запланированного и воспринимаемого образов бренда.
С психологической точки зрения, идентичность бренда - это проекция в социальную среду тех атрибутов и характеристик, по которым бренд будет идентифицирован и к которым захотят присоединиться потребители. Данный механизм заключается в следующем. Бренд представляет собой набор взаимосвязанных рациональных и эмоциональных атрибутов. Механизм потребления начинается с того, что человек проецирует собственное содержание на внешний предмет. Если содержание бренда (обещания, чувства, мнения и т.д.) отражает внутреннее содержание человека (его потребности и желания), происходит "короткое замыкание" и образ марки представляет эти потребности и желания в сознании потребителя. Марка становится символом, обозначающим эти потребности и желания, частью, представляющей целое.
Итак, идентичность бренда - это связанное в единое целое идеальное содержание и форма, выражающая это содержание. На практике каждая компания предполагает собственную структуру марочной идентичности.
Обобщая многочисленные концепции построения идентичности бренда, можно выделить базовые характеристики идентичности:
– конкурентная среда (конкурирующие бренды);
– целевая аудитория (описание целевого сегмента);
– потребность, на которой строится бренд;
– преимущества бренда;
– ценности и образ бренда;
– поддержка утверждений;
– конкурентное отличие;
– позиционирование бренда;
– сущность бренда.
Определяя конкурентную среду, указываются основные конкурирующие бренды в целевом сегменте, а также продукты конкурентов по потребности.
Описание целевой аудитории проводится с помощью различных переменных сегментирования рынка. Например, производитель Rich так охарактеризовал целевую аудиторию своего бренда: "Женщины и мужчины в возрасте от 25 до 45 лет, живущие в крупных городах, возможно с семьёй, нацеленные на карьеру и жизненный успех" .
Преимущества бренда должны быть отражены в сравнительном контексте для того, чтобы заявить: данная марка лучше, чем остальные. Для бренда Rich производители акцентировали внимание потребителя на эмоциональных преимуществах бренда: "Удовлетворение от того, что ты поступаешь правильно, делаешь то, что принято среди людей, считающих себя современными и шагающими в ногу со временем" .
Ценности и образ бренда - это ценности, связанные с личностью потребителя и его социальным окружением; отражают личность бренда. Например, разработчики бренда Electrolux так определяют общие ценности марок Electrolux, Zanussi, AEG: надёжность, дизайн, инновации, окружающая среда. Уникальные ценности бренда Electrolux формулируются тремя базовыми понятиями: забота, продуманность, простота.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|