Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства,
основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм
организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам,
специализации.
В настоящее время деятельность в сфере общественного питания начинает
набирать обороты: стремительно растет число гостиниц, ресторанов, кафе, баров,
различных клубов. Индустрия массового питания находится в процессе развития -
растет как число заведений, так и качество обслуживания. С каждым годом
общественное питание все больше проникает в быт широких масс населения,
способствует решению многих социально-экономических проблем; помогает лучше
использовать продовольственные ресурсы страны, своевременно предоставляет
населению качественное питание, имеющего решающее значение для сохранения
здоровья, роста производительности труда, повышению качества учебы; позволяет
более эффективно использовать свободное время, что в наши дни является не мало
важным фактором для населения; высвобождает из домашнего хозяйства
дополнительную численность рабочих и служащих и др.
Общественное питание играет важную роль в жизни общества. Оно наиболее
полно удовлетворяют потребности людей в питании. Предприятия питания
осуществляют самостоятельную хозяйственную деятельность и в этом отношении не
отличаются от других предприятий.
Управление бизнесом сегодня - это правильный выбор главного вектора
развития в рыночной среде, определение своего базового рыночного сегмента,
поиск и создание своего потребителя, это непрерывный процесс управления
стратегическими изменениями внутри бизнеса по эффективной адаптации к внешним
изменениям.
Современным инструментом управления развитием организации в условиях
нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности
является методология стратегического управления.
Стратегическое планирование - это одна из функций стратегического
управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей
их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех
управленческих решений.
Учитывая актуальность и значимость стратегического планирования, в данной
дипломной работе поставлена цель - разработать стратегию развития ООО «Атланта»
(кафе-закусочная «Белый аист»).
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
) Провести анализ деятельности ООО «Атланта» (кафе-закусочная «Белый
аист»).
) Рассмотреть теоретические основы стратегического планирования, выбрать
методы и модели для разработки стратегии.
) С учетом рекомендаций теории и практики принять управленческие решения
по разработке и реализации стратегии развития ООО «Атланта» (кафе-закусочная
«Белый аист»).
Объектом исследования в дипломной работе является ООО «Атланта»
(кафе-закусочная «Белый аист»).
Предметом исследования выступает разработка стратегии компании.
Основой решения поставленных в дипломной работе задач является
диалектический метод познания процессов и явлений в их взаимосвязи и развитии,
метод системного анализа, а также расчетно-аналитический метод.
В качестве информационной базы для выполнения дипломной работы были
использованы труды отечественных и зарубежных ученых, периодическая литература,
материалы сети Internet, посвященные стратегическому управлению, а также данные
отчетности ООО «Атланта» (кафе-закусочная «Белый аист»).
Характеристика деятельности ООО «Атланта» (кафе-закусочная
«Белый аист»)
Общая характеристика компании
Кафе-закусочная «Белый аист» основано в 2006 году, путем создания
общества с ограниченной ответственностью «Атланта». Общество с ограниченной
ответственностью «Атланта» учреждено на основании Гражданского Кодека
Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации «Об обществах с
ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 года № 14-ФЗ, в соответствии с
Решением учредителя Общества от 18.01.2006 г. № 1.
Основной вид деятельности - общественное питание. Общественное питание
выполняет три взаимосвязанные функции: производство готовой продукции, ее
реализацию и организацию потребления. Деятельность предприятий общественного
питания в процессе выполнения этих трех функций характеризуется рядом
признаков, сближающих их с предприятиями пищевой промышленности и розничной
торговли.
Кафе-закусочная «Белый аист» - предприятие общественного питания,
предназначенное для организации отдыха потребителей. Ассортимент реализуемой
продукции по сравнению с рестораном ограниченный. Реализует фирменные, заказные
блюда, мучные кондитерские изделия, напитки, покупные товары. Блюда в основном
горячие несложного приготовления, расширенный ассортимент горячих напитков
(чай, кофе, молоко, шоколад и др.). Кафе-закусочная «Белый аист» расположено в
г. Смоленске на ул. Белинского, является «проходимым» местом, с достаточно
высокой посещаемостью.
Кафе-закусочная «Белый аист» с обслуживанием официантами в своём меню
имеют фирменные, заказные блюда, но в основном быстрого приготовления. Кафе
предназначено для отдыха посетителей, поэтому большое значение имеет оформление
торгового зала декоративными элементами, под освещение, цветовое решение.
Микроклимат поддерживается системой приточно-вытяжной вентиляции. Мебель
применяется стандартная облегчённых конструкций, столы должны иметь полиэфирное
покрытие. Из столовой посуды применяется: металлическая из нержавеющей стали,
полуфарфоровая фаянсовая, сортовая стеклянная. В кафе кроме торгового зала есть
вестибюль, гардероб, туалетные комнаты. Кафе-закусочная «Белый аист» имеет
общую площадь 260 м², из которой 95,5 м² составляет торговый зал на 50
посадочных мест.
На данном предприятии используется современное оборудование фирмы Rolsen,
ЗАО «Туалаторгтехника», ООО «Общепит», ATESY, Abat, а именно: электроплита 4-х
комфорочная без жарочного шкафа, шкаф жарочный ШЖ - 150 2-х секционный,
электросковорода СЭСМ - 0,3 Н, Раздаточная линия, ПМЭС - 70К, прилавок
холодильный ПВВ (Н) - 70; Электрогриль ЭГРЗ - 6М, микроволновая печь, ларь
морозильный МЛП - 250, электроплита 4-х комфорочная с жарочным шкафом ПЭ -
0,48М, машина тестомесильная МТМ - 65, холодильник, весы РН6Ц13УМ 6 кг, блинный
аппарат БА - 2/5, прилавок.
Для работы предприятия необходимо сырье, которое поставляется фирмой
«Наст», «Арис», а также запускается на оптовом рынке.
В настоящее время Видение и Миссия предприятия не
сформулированы. Предлагаются следующие их формулировки:
Видение: Компания планирует стабильно развиваться и
быть успешной в отрасли общественного питания на рынке г. Смоленска.
Наша Миссия: Мы вносим посильный вклад в улучшение
качества жизни членов общества, удовлетворяя потребности населения в быстрой,
качественной и недорогой пище.
В качестве базовой стратегии Кафе-закусочная «Белый аист» определена
стратегия фокусирования: в выбранном сегменте предприятие использует стратегию
дифференциации. Даная стратегия ориентирована на продажи. К целевой аудитории
кафе-закусочной можно отнести людей 20-50 лет, семьи, трудовые коллективы со
средним уровнем доходов.
Таблица 1.1 - Постановка целей и задач в обслуживании гостей
Цель
|
Задачи
|
Удовлетворение потребностей
клиентов
|
· Уделить внимание каждому посетителю · Разработать востребованное меню · Разработать
развлекательные программы · Оказывать дополнительные
услуги
|
Формирование позитивного
имиджа кафе
|
· Произвести благоприятное первое впечатление · Быстро и вежливо обслуживать · Содержать в
чистоте и порядке помещения · Следить за личной гигиеной
персонала
|
Увеличение доходов с
клиента
|
· Предлагать новые и дополнительные блюда · Разрабатывать внутренние РR-акции
|
Привлечение новых клиентов
|
· Реклама · Обратная связь с
клиентами · Разработать систему скидок, бонусов, поощрительных
акций для постоянных посетителей
|
Меню Кафе-закусочная «Белый аист» ориентировано на вкусы гостей, которые
отдают предпочтение традиционной русской кухне, а квалификация персонала
позволяет создать меню «а-ля карт» (приводится перечень порционных блюд и их
индивидуальная стоимость) с достаточной шириной и глубиной, начиная от
фирменных блюд и заканчивая напитками. По желанию заказчиков разрабатывается
банкетное меню, делаются шашлыки на гриле, гриль, организовываются меню для
банкетов; в баре, помимо основного меню, подается разливное пиво. Мощность
оборудования кафе-закусочной рассчитана на приготовление всех типов блюд из
различных ингредиентов. Используются только свежие продукты, при этом соленья и
полуфабрикаты готовятся поварами самого кафе. Отдельно составлена ката вин.
Организационная структура Кафе-закусочная «Белый аист» представлена на
рис. 1.1. Структура основана на принципе иерархичности уровней управления, при
котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется
ему. Осуществляется принцип разделения труда на отдельные функции и
специализации работников по выполняемым функциям; принцип формализации и
стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками
своих обязанностей и скоординированность различных задач.
Рисунок 1.1. Организационная структура Кафе-закусочная «Белый аист».
Общее количество работающих на данном предприятии составляет 17 человек.
Директор (1 чел). Подписывает приказы о назначении на ту или иную
должность или освобождении от нее. Осуществляет организационное руководство
всем предприятием в целом.
Заместитель директора (1 чел). Подчинятся непосредственно директору. В
отсутствии директора выполняет все его обязательства. Занимается маркетингом
предприятия.
Бухгалтер (1 чел). Непосредственно подчиняется директору и выполняет все
его распоряжения, касающиеся работы общества. Свою деятельность осуществляет на
основании требований нормативных документов правительства России. В пределах
утверждённых должностных обязанностей взаимодействует с государственными
учреждениями и общественными организациями.
Администратор (2 чел) Подчиняется заместителю директора. Следит за
работой персонала, производит кассовые операции.
Бармен (1 чел) Находится в подчинении у администратора. Готовит заказы,
направленные на бар, непосредственно обслуживает посетителей, находящихся за
барной стойкой.
Официант (4 чел) Находится в подчинении у администратора. Принимает
заказы, обслуживает гостей, следит за чистотой зала.
Шеф-повар (1 чел) Находится в подчинении у заместителя директора.
Контролирует работу персонала кухни, делает заявки поставщикам, разрабатывает
рецептуры блюд, составляет технологические карты, делает отработки блюд.
Повар (1 чел) Подчиняется Шеф повару. Занимается непосредственным
приготовлением блюд.
Кондитер (1 чел) Подчинятся Шеф-повару. Изготавливает кондитерские
изделия.
Посудница (1 чел) Подчиняется непосредственно администратору. Занимается
мытьем посуды.
Уборщица (1 чел) Подчиняется непосредственно администратору. Следит за
чистотой в заведении. Убирает подсобные помещения, зал.
Охранник (2 чел.) Подчиняется непосредственно администратору. Следит за
соблюдением безопасности в заведении.
Рабочий день руководителей и персонала длится с 12: 00до 01:00.
Обслуживающий персонал работает в две смены три через три.
Персонал - основная составляющая успеха кафе. К тому же персонал - это
еще и инструмент продаж.
Квалификация сотрудников кафе полностью соответствует текущим задачам.
Все работники периодически увеличивают свой профессиональный уровень на курсах
повышения квалификации для того, чтобы квалификация сотрудников соответствовала
и будущим задачам.
Относительно системы оплаты труда можно сказать, что каждый сотрудник
имеет жестко регулируемый оклад, который индексируется через определенный
период времени с учетом темпов инфляции. Разница в заработной плате
руководителя кафе и его заместителями и главным бухгалтером составляет 10%.
Градация заработной платы проходит в соответствии с занимаемыми должностями.
Заработная плата уборщицы в 12 раз ниже заработной платы руководителя кафе и в
7 раз ниже заработной платы начальников отделов. Но при увеличении заработной
платы коэффициент индексации ко всем принятым одинаковый. В конце года по
итогам работы в соответствии с выполненными задачами сотрудники получают
денежную премию. Произведенный анализ позволил сделать вывод, что при
распределении премии не всегда верно оценивается вклад каждого сотрудника в
деятельность кафе.
Стоит отметить, что в Кафе-закусочная «Белый аист» мало уделяется
внимания дополнительным льготам для сотрудников. В основном применяются
инструменты:
· административного метода - это штрафы - за постоянные
опоздания или за нахождение на рабочем месте в нетрезвом виде. Штрафы составляют
25% от заработной платы сотрудников.
· экономического метода - стимулирование сотрудников путем
предоставления денежных вознаграждений, выплат, премий (премия, связанная с
результативностью предприятия; оплата за все время сверхурочной работы и в выходные
дни производится в двойном размере; материальная помощь);
· социально-психологического метода - предоставление полного
соцпакета: заключение трудового договора, стаж, перерасчет пенсий, медицинское
обслуживание; выработана система наставничества и регулирования межличностных
отношений.
На предприятии предпочтение отдается устной (разговорной) форме
коммуникаций. В тоже время некоторые распоряжения и приказы приобретают
письменную форму.
Текущий контроль в организации базируется на измерении фактических
результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение
желаемых целей. Для этого используется система обратной связи начальника с
подчиненным, позволяющая руководству выявить множество непредвиденных проблем и
скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации
от наиболее эффективного пути достижения целей. Отклонения могут быть вызваны
как внешними факторами (конкуренция, ухудшение экономической ситуации, принятие
новых законов и др.), так и изменением внутренней среды самой организации.
|