Методы управления персоналом - это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Для эффективного управления организацией и в частности персоналом предприятия в научном и практическом плане выработаны три группы методов: административные, экономические, социально-психологические. Кроме этого, в каждой организации применяются конкретные частные методы, свойственные специфике и традициям данного предприятия.
Управление персоналом должно основываться на принципах системного подхода и анализа, что означает охват всего кадрового состава предприятия и увязку конкретных решений с их влиянием на всю производственную систему в целом.
Рис.1.3 Методы управления персоналом
Любой производственный коллектив может успешно работать лишь при хорошо организованном, всестороннем руководстве его деятельностью, что должно означать установление согласованности между отдельными звеньями деятельности, а значит и согласованность действий всего производственного организма в целом. Руководство осуществляется руководителем с помощью аппарата управления, находящегося в его распоряжении.
Руководить предприятием - значит четко определять его цели и задачи как на текущий период, так и на перспективу, обеспечить подбор и расстановку кадров в соответствии с производственно-экономическими и социально-психологическими требованиями, создать благоприятные условия для эффективного труда (развивать инициативу и творческую активность) регулярно контролировать ход работы, объективно оценивать деятельность коллектива и отдельно каждого работника, применять соответствующие меры материального и морального поощрения. От методов, которые использует руководитель, во многом зависит успех в работе.
Под методами руководства коллективом следует понимать способы воздействия субъекта управления (т. е. руководителя) на управляемый объект (коллектив предприятия, цеха, участка) для более полного использования имеющихся возможностей в целях решения стоящих перед ним задач.
На управляемый объект можно воздействовать двумя способами: принуждением и убеждением. При первом способе - объект заставляют выполнить то, что от него требуется, при втором - он сам выполняет требуемое, поскольку в этом заинтересован. Различают регламентирующие и стимулирующие методы воздействия. Регламентирующие или организационно-административные называют еще организационно-распределительными или директивными. Стимулирующие - можно разделить на экономические методы (материально стимулирующие) и на социально-психологические (воспитательные, морально стимулирующие).
Сущность организационно-административных методов заключается в том, что они предполагают прямое волевое воздействие руководящих работников на подчиненных с целью обеспечения неукоснительного соблюдения законов, постановлений, а также выполнения приказов, распоряжений руководителя. Организационно-административные методы только тогда достигают цели, когда четко регламентированы обязанности, права и ответственность каждого руководителя и исполнителя, каждого звена управления, когда обеспечена высокая дисциплина всех и налажена эффективная система контроля исполнения.
Экономические методы основаны на сочетании директивных заданий с использованием экономических рычагов воздействия на производство (обеспечивается единство государственных, коллективных и личных экономических интересов). Социально-психологические методы руководства основаны на использовании моральных стимулов к труду, т. е. осуществляется воздействие на работника с помощью логических и психологических приемов в целях превращения задания в осознанный долг, внутреннюю потребность. К методам убеждения условно можно отнести разъяснение принятых решений. Однако следует отметить, что непосредственное прямое влияние на действия членов любого коллектива оказывают организационно-административные методы. Процесс такого влияния включает следующие этапы:
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|