. осуществление контроля деятельности подчиненных: постоянно жестко контролирует работу подчиненных, вмешиваясь в их деятельность; контролирует регулярно, не вмешиваясь в их работу, поощряя успехи; контролирует от случая к случаю;
10. характер требовательности к подчиненным: придирается, несправедлив, требует по принципу: «давай-давай»; требует справедливо; требует эпизодически, нерегулярно;
11. реакция на советы и возражения подчиненных: не считается; регулярно советуется, особенно в сложных ситуациях; далеко не всегда имеет свое мнение;
. восприятие критики со стороны подчиненных: не скрывает своего отрицательного отношения; не обижается, старается правильно скорректировать свои поступки; критику слушает, обещает, но не выполняет;
. состояние контактов с подчиненными: сознательно ограничивает общение с ними; держится на расстоянии; регулярно общается и информирует их; вступает в панибратские отношения с ними;
. психологический такт в общении: обращается с подчиненными, не считаясь ни с какими нормами, груб; вежлив, доброжелателен; в общении равнодушен;
. самооценка: считает себя незаменимым; ничем не обнаруживает своего превосходства; безразличен к тому, как его оценивают;
. соотношение решений функциональных и социально-психологических задач: интересуется только достижениями функциональных задач, независимо от настроения подчиненных; старается создать хорошие отношения между людьми, удовлетворяя справедливые требования; не заинтересован в работе, подходит к ней формально;
. сотрудничество и взаимное доверие: отсутствуют отношения взаимного доверия и сотрудничества; поддерживаются дружеские отношения; безразличны по отношению друг к другу;
. ближайшее окружение: помощники и заместители подчиняются руководителю безоговорочно; старается окружить себя квалифицированными специалистами; исполнители считают себя квалифицированнее руководителя (причем последний очень осторожен в действиях, поскольку боится за свое положение);
. продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя: не снижается, повышается, снижается;
. отношение к нововведениям: консервативен; охотно поддерживает; старается их избегать.
Анализируя перечисленные параметры, можно проанализировать психологию руководителя - обладателя разных методов управления.
Руководитель, обладающий директивным методом, требует пунктуально следовать его указаниям: «делать, что велено». Критику не выносит, самое главное, не признает своих ошибок, придерживается мнения, что административные взыскания -лучший способ воздействия на подчиненных; работает много, заставляет работать и других, часто во внеурочное время, может идти на риск, но расчетливо, никому не позволяет «сесть себе на шею», склонен подминать общественные организации (если они есть в организации). В общении часто бывает груб, напоказ может быть и корректным.
В целом для такого руководителя - автократа характерен недостаток уважения к окружающим. Появление руководителя -автократа нередко связано со свойствами его личности, с особенностями его характера. В большинстве своем это властные люди, упорные и настойчивые, тщеславные и с преувеличенными представлениями о собственных возможностях, с непомерно развитым стремлением к престижности и избыточным влечением к внешним атрибутам власти. По темпераменту они преимущественно холерики. Однако это может быть и результатом того, что в системе признается только результат действия, а средствам достижения значения не придается (план любой ценой). В современных рыночных условиях такой стиль - это неумение приспособиться к изменяющейся обстановке, неспособность отказаться от традиционной привычки замыкать все связи на себя, это неумение (да и нежелание тоже) строить отношения с подчиненными на доверии и уважении.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|