Методы управления персоналом

Руководитель - демократ предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям; справедливая оценка их усилий; уважительное отношение к людям и забота об их потребностях. Убежден, что в умело организованном процессе обсуждения всегда могут быть найдены оптимальные решения. Хорошо разбирается в достоинствах и недостатках как своих, так и подчиненных, может смело идти на обоснованный риск. Конфликты воспринимает как закономерное явление, стараясь извлечь из них пользу на будущее, вникая в их первопричину и суть. Больше опирается не на приказ, а на убеждения. Тактичен. Руководитель - демократ ориентируется на возможности подчиненного, укрепляет чувства доверия и уважения. Поощряется творческая активность подчиненных посредством делегирования полномочий. Демократический стиль отнюдь не затрудняет осуществление единоначалия и ни в какой мере не ослабляет власть руководителя. Скорее наоборот, его реальная власть и авторитет возрастают, поскольку он управляет людьми без грубого нажима и ненужного выпячивания атрибутов административного воздействия, опираясь на их способности и считаясь с их достоинством.

Руководителя - либерала отличают отсутствие размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание брать на себя ответственность за решения и их последствия, когда они неблагоприятны. Руководитель такого типа мало вмешивается в дела подчиненных, не проявляет особой активности. Как правило, очень осторожен, очевидно потому, что не уверен в собственных силах, знаниях. Непоследователен, легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, может без серьезных оснований отменить ранее принятое решение.

Вежлив, доброжелателен, готов выслушать критику и соображения, но часто не способен их реализовать. Недостаточно требователен к подчиненным, не желает портить с ними отношения, часто избегает решительных мер, часто уговаривая подчиненных выполнить ту или иную работу. Способен пренебречь своими принципами, если их соблюдение угрожает его популярности в глазах вышестоящего руководства и подчиненных. В стремлении приобрести и укрепить авторитет способен предоставить подчиненными различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии, склонен бесконечно откладывать увольнение неугодного работника. Редко пользуется своим правом говорить «нет», легко раздает невыполнимые обещания. Когда вышестоящие просят его сделать то, что противоречит нормам поведения, ему и в голову не придет мысль отказаться. Если подчиненный не обнаруживает желания исполнить его указание, то он скорее сам выполнит требуемую работу, нежели принудит к этому недисциплинированного работника. Обладает слабыми организаторскими способностями.

Такие люди по натуре нерешительны и добродушны, боятся ссор и конфликтов. Одной из причин появления руководителя такого типа может быть великолепный профессионализм, например в технике или технологии, что и способствовало назначению его администратором, но без учета его организаторских способностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что метод работы во многом складывается постепенно, пока не сформируется определенная совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, он формируется не стихийно, каждый руководитель в этом отношении «кузнец своего счастья». Это сложный процесс, протекающий на протяжении достаточно долгого периода. Разумеется, в чистом виде редко проявляется тот или иной метод, как это было отмечено ранее, он не является раз и навсегда заданным, застывшим, он может и должен изменяться но мере изменений определяющих его условий. В то же время это, безусловно, категория достаточно устойчивая, и его обновление в большинстве случаев сопряжено с немалыми усилиями, с психологической перестройкой, с душевной эволюцией личности руководителя. Однако современная перестройка хозяйственного механизма обязывает соответствующим образом перестраивать и метод руководства, вместе с тем необходима перестройка и самого человека как объекта управления, использование его способностей, его интеллекта.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.