Методы управления персоналом

1. определение задания и критериев его выполнения;

2. наделение полномочиями членов коллектива;

. предоставление ресурсов;

. установление ответственности;

. мотивация и инструктаж подчиненных;

. учет хода работы;

. координирование деятельности и контроль за исполнением.

Методы руководства, формы регламентации имеют ряд особенностей в зависимости от должностного положения.

Например, задание, устанавливаемое мастером, критерии его выполнения, полномочия и ответственность исполнителя могут определяться рабочим нарядом, чертежом, технологической картой, заводскими стандартами, нормированным заданием. Ресурсы (оборудование, оснастка, материалы) предусматриваются картой организации труда на рабочем месте. Инструктаж осуществляется при выдаче задания и в процессе выполнения по установленной схеме. Учет, контроль выполнения основываются на сравнении факта с заданием.

Воздействие начальника цеха регламентировано в ином ключе, так как связано с более широким кругом решаемых задач и значительным разнообразием возникающих ситуаций. Однако, и в том и другом случае эффект воздействия будет достигнут, если применяются стимулирующие методы.

Конечно, сочетание принуждения и убеждения (какого больше и когда) зависит от сложности, важности задания (местного значения, городского, республиканского, общегосударственного); эффективность трудового процесса во многом зависит от характера взаимоотношений в том или ином коллективе. Для руководителя важным принципом руководящего воздействия является доверие. Руководителю (если это маленький коллектив) необходимо знать личные качества каждого работника, его интересы, убеждения. Важна роль беседы. Применим также метод естественного эксперимента, который заключается в том, что работник проверяется при выполнении различных поручений, не входящих в круг его повседневных обязанностей. Не рекомендуется поручать выполнение одного задания двум неуравновешенным, легко возбудимым работникам (лучше, если они обладают разными темпераментами, дополняя друг друга).

Наряду с чертами, присущими личности, следует учитывать и те свойства характера, которые создаются и развиваются на протяжении жизненного пути человека (идейность, целеустремленность, воспитанность, активность). Знание характера подчиненных позволяет правильно распределять задания между ними. Воздействовать на личность руководитель должен целенаправленно в соответствии с ее потребностями, ценностными ориентациями, мотивами. Причем у одного работника преобладающим мотивом является удовлетворение от самого процесса труда и его результатов, у другого - зарплата, у третьего - общественное признание, моральные стимулы, у четвертого - карьера.

Необходимо помнить, что в коллективе всегда идет процесс взаимного влияния: каждого работника на коллектив и обратно.

Не менее важным является фактор неформальных отношений. Руководитель обязан знать о характере этих отношений, и умело их использовать в работе.

Несовместимость потребностей, мотивов, целей деятельности, психического склада и личных интересов приводят к разногласиям и конфликтам.

Все вышесказанное может быть реальным, если руководитель владеет соответствующими методами управления, под которыми следует понимать совокупность правил, характеризующих его подход к руководству персоналом и линию поведения в возникающих при этом ситуациях:

1. убежденность;

2. научный подход к руководству;

. деловитость, организованность;

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6

 

Как стать лидером

На каком основании людей избирают лидерами, либо позволяют им становиться таковыми? Для объяснения этого явления был разработан ряд теорий, однако последние исследования сосредоточены на так называемых имплицитных теориях лидерства.

Анализ потребителей

Для успешной работы фирмы на рынке необходимо не только определиться с целями, но и понять, как их можно достичь. Для этого надо очень хорошо изучить своего потребителя, а может, даже и создать новый тип потребителя.

Выбор карьеры

Прежде всего менеджеру необходимо определить какой вид карьеры он предпочитает. Это и определит его стратегию. Если он менеджер знает, какое положение хочет занять через пять или даже десять лет, то можно определить направление действий и составить задачи, которых необходимо достичь.