. чувство нового, умение видеть перспективу;
. инициативность, предприимчивость;
. самостоятельность в принятии решений;
. принципиальность;
. четкое распределение обязанностей и личная ответственность;
. внедрение системы контроля исполнения;
10. человеческая доступность, умение контактировать с подчиненными, постоянно информировать их о текущих и перспективных делах;
11. соблюдение морально-этических и правовых норм.
Культура труда руководителя занимает важное место в управленческой деятельности. В это понятие входят:
1. степень овладения и применения достижений и рекомендаций науки управления;
2. наличие профессиональных знаний;
. уровень квалификации;
. умение правильно использовать предоставленные полномочия;
. умение грамотно оформлять документы (особенно деловые письма);
. применение современных технических средств управления;
. общий культурный уровень в контексте деятельности самого руководителя и возглавляемого им коллектива;
. этика управленческой деятельности, т. е. правила поведения, общения с подчиненными. Этика управленческой деятельности предполагает признание и осуществление в отношениях между работниками целой совокупности морально-психологических норм, которые действуют в сочетании с правовыми нормами.
Необходимо рассмотреть и такое явление, как борьба с бюрократизмом (в буквальном смысле «бюрократизм» означает господство канцелярии, преувеличение ее роли). Бюрократизм - это такое явление в управленческой деятельности, при котором аппарат управления существует как бы для себя, а не для тех, кто нуждается в ее услугах. Принято считать, что бюрократизм прежде всего связан с личностью руководителя. Можно с уверенностью сказать и о том, что методы управления - явление социальное, ибо в них, во-первых, отражаются мировоззрение и убеждения руководителя, во-вторых, они во многом, а иногда и в решающей степени, предопределяют результаты деятельности системы. Методы управления выражают отношения, складывающиеся между руководителем и подчиненными. Ряд исследований по этой проблеме позволили выделить 20 видов отношений:
1. моделирование полномочий: руководитель сосредоточивает полномочия у себя; делит их со своими сотрудниками; передает их своим подчиненным, но на контроль исполнения затрачивает времени больше, чем если бы их выполнял сам;
2. установление ответственности: берет ее полностью на себя; делит ее с подчиненными; старается возложить ее на подчиненных;
. активность и инициативность: исходят только от руководителя, а со стороны подчиненных не поощряются; их проявляют и руководитель, и подчиненные; руководитель ожидает инициативы со стороны, избегая ее проявлять сам;
. организация выработки решений по управлению коллективом: принимает и отменяет решения единолично; решает дела вместе с подчиненными, а единолично лишь самые срочные вопросы; обходит решение вопросов, особенно сложных;
. поведение при недостатке знаний: решает лично даже те вопросы, с которыми недостаточно знаком; не скрывает своего незнания; не стремится восполнить пробелы в своих знаниях;
. позиция относительно самостоятельности подчиненных: навязывает им свое мнение; заинтересован в их самостоятельности; подчиненные предоставлены самим себе;
. преобладающие методы руководства: обычно приказывает, никогда не просит; часто делает замечания и выговоры подчиненным; обращается к ним за советами;
. способы поддержания трудовой дисциплины: требует формального соблюдения дисциплины и беспрекословного подчинения; поддерживает ее преимущественно методами убеждения; не в состоянии ее контролировать;
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|